В конце XIX века, когда в Великобритании царствовала строгая викторианская мораль, жизнь школьников была не такой беззаботной, чем сейчас. Помимо того, что приходилось учить древнегреческий и латынь, ученики регулярно подвергались телесным наказаниям. Сэр Уинстон Черчилль в своих мемуарах вспоминает, что даже его, отпрыска старинного рода Мальборо, в элитной частной школе нещадно секли за малейшие провинности. В те годы это считалось нормой.
Но школьники далеко не всегда мирились с таким положением дел. История запомнила несколько случаев, когда ученики бросали уроки и устраивали настоящие акции протеста.
В 1911 году во многих городах Великобритании происходили массовые беспорядки: бастовали рабочие заводов, женщины с фабрик, моряки и докеры. Они требовали того же, чего всегда хочет рабочий класс: повышения зарплаты и улучшения условий труда. В начале сентября, когда открылись школы, начали свою забастовку и школьники.
5 сентября в нескольких городах Великобритании школьники начали свой протест. Они толпами ходили по улицам, выкрикивали лозунги, пели «боевые» песни. Учеников, все же пошедших в школу, они ловили и били.
Бунтари требовали: «Долой домашние задания!», а также «Нет трости!». Они хотели уменьшить домашние задания, увеличить каникулы, и, самое главное, добиться отмены телесных наказаний.
Реклама
Все события сразу описывались в прессе, благодаря чему бунт школьников быстро увеличился до масштабов всей страны.
В Манчестере мальчишки вооружились палками, чтобы отбиваться от полицейских и учителей. Во время этих маршей они разбивали фонари, витрины в магазинах, в Хартпуле даже ограбили винный магазин.
О том насколько все было серьезно, рассказывает заметка в лондонской газете. Полисмен был вынужден ретироваться верхом на велосипеде, когда его прогнали ученики, занявшие школьный двор.
«Школьный» бунт не продлился слишком долго. Под давлением родителей ученики снова садились за ненавистные им парты. Но это массовое выступление имело и хорошие последствия. Во многих школах домашние задания действительно уменьшили, но телесные наказания все же остались. Поразительно, но в британских школах нерадивых учеников могли вполне законно пороть вплоть до 1980-х годов.