Сейбл, Канада – Блуждающий остров
Остров в Северной Атлантике то появляется, то исчезает, чтобы обосноваться на новом месте. По сути, это песчаная дюна протяженностью около 40 километров и шириной не более километра, с высоты птичьего полета похожая на полумесяц. С момента открытия острова португальцами в XVI веке в его водах произошло не менее 300 кораблекрушений: атлантические течения постоянно меняют форму гигантской дюны, заставляя ее мигрировать.
Атолл Бикини, Маршалловы острова – Убийственная красота
Некогда прекрасный коралловый атолл стал всемирно известен в 1950-х годах благодаря испытаниям ядерного оружия. Всего на Маршалловых островах было взорвано около 70 зарядов, из них 23 – непосредственно на Бикини (на земле, под водой или в воздухе). Как ни странно, на атолле есть люди: несмотря на до сих пор зашкаливающий уровень радиации, ученые регулярно проводят мониторинг того, что осталось от почвы и кораллов, пытаясь найти способы дезактивации смертельных изотопов.
Мадагаскар – Шотландия спасает мир
В начале XVIII века восточное побережье острова Мадагаскар было настоящей пиратской конфедерацией, угрожавшей всему Индийскому океану. Англичане, голландцы и португальцы всеми силами защищали свои корабли, нагруженные товарами из азиатских колоний, и отчаянно стремились разгромить пиратскую вольницу, но безуспешно. Удар пиратам был нанесен с совершенно неожиданной стороны. На Мадагаскар прибыл корабль шотландского купца с грузом пива и рома. Пираты решили не платить за столь соблазнительные товары и конфисковали их. В разгар грандиозного пиршества они начали умирать в страшных мучениях. Немногие непьющие современники сообщали, что погибло не менее пятисот человек. Вероятно, хитрый шотландец под видом рома торговал метиловым спиртом. Как бы то ни было, один купеческий корабль сделал для борьбы с пиратством больше, чем все три военные флотилии тогдашних морских сверхдержав.
Тилафуши, Мальдивы – Обратная сторона рая
Мальдивы – тропический рай на земле, с кристально чистой водой, омывающей сверкающие белым песком пляжи. Эта красота не может не привлекать туристов со всего мира (каждую неделю на острова приезжает более 10 тысяч человек). Но там, где есть люди, есть и мусор. Пришлось создать искусственный остров-свалку. На нем трудится около 150 человек, сортирующих отходы, разделяя их на те, которые можно переработать, которые можно продать для переработки, и которые нужно просто сжечь. Задача сама по себе непростая, а если учесть, что в день на остров поступает свыше 330 тонн мусора, то неудивительно, что выбор зачастую делается в пользу сжигания. Природа не любит, когда на тропическом острове сжигают пластик, батарейки, утонувшие сотовые телефоны и тому подобные вещи, выкидывая горелые остатки в океан.
Тибурон, Калифорнийский залив – Золото вредит здоровью
Крупнейший из принадлежащих Мексике островов у берегов Калифорнии представляет собой холмистую пустыню, населенную ядовитыми змеями и индейцами племени сери. Со времен открытия острова испанцами считалось, что он также сказочно богат золотом и драгоценными камнями, и это привлекало американцев. До нас в деталях дошла история аризонского золотоискателя Тома Гринделла, который весной 1903 года с небольшой командой отправился на Тибурон и обещал вернуться осенью. Этого не произошло, и следующей весной на поиски отправился брат Тома. Индейцы попрятались, оставив на своих капищах нанизанные на палки людские руки. По тесемке от рюкзака, сохранившей инициалы владельца, определили, что жертвами были не Том и его люди. Останки Тома нашли через несколько лет, идентифицировав их по скомканным обрывкам писем. Спустя полвека на остров отправилась научная экспедиция с целью выяснить, кто же такие индейцы сери и насколько они опасны. Ученые встретили вежливых дружелюбных туземцев, охотно познакомивших их со своим образом жизни. «Да, раньше бывало такое, что людей поджаривали и съедали, но, признаться, нам больше нравился запах, чем вкус». Теперь с этим покончено: мексиканское правительство сказало, что если на острове загадочным образом пропадет еще один приезжий, все племя будет уничтожено.
Грюинард, Северная Шотландия – Остров невезения
В разгар Второй мировой войны Великобритания решила: поскольку Германия и Япония разрабатывают и тестируют бактериологическое оружие, то можно и нужно делать то же самое. Полигоном был избран островок у берегов Шотландии. Туда завезли полсотни овец, сбросили бомбу… Эффект был велик, и не только для несчастных овец. Война окончилась, а зараженный сибирской язвой остров продолжал источать миазмы на территорию Шотландии. Когда нескольких давно погибших в тылу овец прибило к берегу, тревогу забили не
Сан-Серволо, Венецианский залив – Остров душевной боли
Самый мрачный из островов Венецианской лагуны – не кладбищенский остров Сан-Микеле, а сумасшедший дом-музей Сан-Серволо. В XVIII веке там был построен военный госпиталь, вскоре ставший психиатрической больницей под эгидой монашеского ордена Св. Иоанна, с раннего средневековья специализировавшегося на медицине. Даже в XIX веке понятия медицины были весьма своеобразными, по современным меркам: так, моральное умиротворение, аналог «психоанализа», сопровождалось исповедью и успокаивающим массажем – за которыми следовали брутальные процедуры вплоть до электрошока. Экспозиция музея живо напоминает фильм ужасов.
Остров Браун, штат Виргиния, США – Осторожно с огнем
Склады боеприпасов всегда опасны, а в военное время – вдвойне. Их всегда старались держать подальше от городов, и в ходе Гражданской войны в США южане расчистили остров Браун у побережья Виргинии, устроив там оружейную фабрику в деревянных бараках. Весной 1863 года произошло неизбежное: молодая работница-ирландка Мэри Райан, вытряхивая запалы из деревянной коробки, уронила один из них. Взрыв немедленно уничтожил весь склад – сотни тысяч боеприпасов и неизменная пороховая взвесь в воздухе буквально стерли его с лица земли, вместе с рабочими. Как ни странно, виновница трагедии, находившаяся в самом центре огненного шара, уцелела и смогла дать признательные показания. Не прошло и месяца, как склад был заново отстроен, и число желающих получить там работу превышало количество вакансий.
Соловки – Монахи и заключенные
Основанный на отдаленных соловецких островах средневековый монастырь постепенно приобретал новое, мрачное качество: со времен Ивана Грозного он постепенно становился тюрьмой, а монахи – тюремщиками. При царе туда ссылали за измену, богохульство и бродяжничество. В Гражданскую войну на Соловки отправлялись пленные белогвардейцы, а с основанием ГУЛАГа в 1930-х годах «Соловки» стали синонимом концлагеря для всех слоев населения. Соловки зачастую переполнялись, и наступало время массовых расстрелов.
Назино, Томская область – Остров людоедов им. Сталина
В 1933 году сибирский таежный остров на реке Оби в Томской области стал местом пересылки «социально вредных и деклассированных элементов». С введением паспортной системы из городов Советского Союза было выселено около 100 тысяч людей, в основном бездомных и преступников. Некоторым не повезло настолько, что их оставили на пустынном острове посреди одной из самых широких сибирских рек без еды, теплой одежды и даже спичек. Речная вода была непригодна для питья. Вскоре из 6 тысяч ссыльных в живых осталось 2 тысячи. Далеко не все умерли своей смертью: менее чем за месяц сообщество разложилось настолько, что нормой стал каннибализм.