Когда сценарий был готов, рукопись была передана на ознакомление главе 4Wards. Ему была дана привилегия не просто узнать сюжет фильма за месяцы до премьеры, но и самому выбрать, спецэффекты к какой сцене он бы хотел сделать. Выбор был сделан в пользу сцены кошмарного сна Сары, и началось создание подробных раскадровок.
![](/uploads/tumb/img/201709/98e0f40aa1589d711b13e9af73137968_tumb_660.jpg)
После того, как были готовы раскадровки, начался поиск видеоматериалов, которые помогли бы правильно воссоздать механику процесса – стояла задача максимально достоверно изобразить взрывную волну. На дворе стоял 1990-ый год, никакого YouTube попросту не было. В итоге специалисты отыскали на какой-то видеокассете фрагмент испытаний ядерного оружия.
Ядерный гриб-танцор
На фото: Процесс создания взрыва в форме гриба
![](/uploads/tumb/img/201709/4574ca79d823264913588d69ad88a9ab_tumb_660.jpg)
Прежде всего мастерам из 4Ward Productions предстояло подготовить кадр с облаком ядерного взрыва, приобретающего форму гриба. Вариант с цифровым облаком даже не рассматривался – снимать взрыв хотели взаправду, но под натурной съемкой неожиданно стало подразумеваться кое-что нестандартное. Глава студии предложил сделать костюм в форме гриба и облачить в него профессионального танцора, который благодаря своей пластичности и гибкости максимально убедительно «разворачивался» из бесформенного облака в облако грибное.
Это идеей поделились с Кэмероном, и она ему даже понравилась. К счастью, дальнейшего развития она не получила – вместо костюма была собрана конструкция из плексигласа, в которой с помощью дыма и вращающихся дисков был достигнут нужный эффект.
Взрывная волна из кукурузы
На фото: Рисованные декорации города. В левом нижнем углу видна рука художника
![](/uploads/tumb/img/201709/49f8ed17cbf61fa00ca49240725cefd7_tumb_660.jpg)
Для съемок кадров, когда взрывная волна проносится через город и сметает целые кварталы, Кэмерон собирался поступить весьма радикально. Он хотел отправиться в пустыню, собрать там макет города, обложить его взрывчаткой и взорвать. Но трудности с получением разрешений вынудили его искать другое решение.
Был нанят вертолет, с борта которого под нужным углом были сделаны фотографии Лос-Анджелеса. На основе этих снимков художники создали рисованные декорации. Так называемые matte painting – техника, когда в одном кадре соединяются натурные съемки и нарисованные.
Для съемок взрывной волны применили промышленные тепловые пушки, а для достижения эффекта разноса зданий в пыль была сделана смесь из кукурузных хлопьев и мацы (хлебцы из теста, не прошедшего процесс сбраживания).
На фото: Силуэты зданий, использовавшиеся для визуализации кварталов на стадии пост-продакшена.
![](/uploads/tumb/img/201709/60d2c0947c3181f82c0002ff834f50ec_tumb_660.jpg)
Сцену снимали очень осторожно – все говорили шепотом, и не допускалось ни малейшего дуновения ветерка. Кто-то даже включил расслабляющую музыку, чтобы помочь сосредоточиться. Кэмерона результат просто потряс: он лично позвонил директору 4Ward и горячо поблагодарил.
Съемка через зеркало
На фото: Миниатюра квартала. Справа внизу видна часть оборудования тепловых пушек.
![](/uploads/tumb/img/201709/660eb6579db2289d20c8cf7d93097815_tumb_660.jpg)
Кроме сцен общего плана предстояло подготовить миниатюры для более крупных кадров, когда взрывная волна сносит отдельно стоящие здания, деревья или транспорт. Материал этих декораций был очень легким и хрупким, но даже с учетом этого требовалось порядка десяти воздушных пушек, чтобы сдуть их с каркаса. Для упрощения задачи пушки заряжали шрапнелью из мелкого мусора и шариков.
На создание одного подходящего кадра уходило не меньше восьми дублей, причем в монтажную версию не всегда попадал лучший. Например, момент, когда взрыв сметает пассажирский автобус, был отснят безукоризненно, но при его повторном просмотре оказалось, что фон повел себя не так, как надо, и Кэмерону пришлось брать более достоверный кадр с менее эффектным автобусом.
Мост и деревья до (фото 1), во время (фото 2) и после (фото 3) залпа воздушных пушек
![](/uploads/tumb/img/201709/50fd0ff4f0c037bd5ca224abdcdd23ca_tumb_660.jpg)
![](/uploads/tumb/img/201709/9564504e78a44f1b7c03de923b010b6a_tumb_660.jpg)
![](/uploads/tumb/img/201709/471ba5a453430e796b35595c65dabf3e_tumb_660.jpg)
Не обходилось без трудностей, которые преодолевались весьма находчивым образом. Например, Кэмерон видел одну сцену с волной, идущей строго справа налево. Но мастера из 4Ward уже выстроили весь реквизит и миниатюры так, чтобы волна шла слева направо. Переделывать макеты просто не было времени и тогда сцену попросту отсняли через зеркало.
А еще проблем подбросила клининговая компания. Ее сотрудники вместо того, чтобы убирать ошметки мацы, гипсоснега и кукурузных хлопьев, вымели весь мусор в лице полуразрушенного города, который специалистам из 4Ward пришлось восстанавливать почти с нуля.
Итог
Сцена, в которой Сара видит кошмарный сон, длится считанные минуты. Но она имеет огромное значение для фильма. Эпизод не только наглядно показывает кошмар ядерной катастрофы, но и выполняет функцию триггера, переводящего Сару из режима спасающейся бегством жертвы в режим бьющейся за жизнь своего ребенка матери. Матери, готовой пойти на все, чтобы изменить будущее.
![](/uploads/tumb/img/201709/681668_original_tumb_660.gif)