Точка отсчета
Распространением вне африканского континента Вуду обязана жадности европейских колонизаторов. Первых рабов из Африки европейские колонизаторы завезли на Гаити еще в 1503 году. Эту дату можно принять за начало распространения вуду по всему земному шару. Оторванным от родной земли и лишенным свободы африканцам приходилось играть по навязанным правилам, ведь католичество насаждалось среди рабов буквально огнем и сталью. Здесь впору сломаться, но чернокожие рабы нашли хитрый способ сохранить свои анимистические верования, облачив их в христианские одежды. Несмотря на то что рабы массово крестились, переходя в лоно католической церкви, за этим благообразным фасадом продолжали скрываться старые боги и устои, являясь, пожалуй, единственной отдушиной изнуренных рабов.
Культ под маской религии
Со временем католичество и африканская вера в старых богов сплавлялись в совершенно новую религию. Смесь языческого культа, христианской концепции единого бога-отца и самых разных обрывков африканской и европейских культур по прошествии веков превратилась в один из самых необычных религиозных феноменов — культ вуду.
Новые лица католических святых
Наибольшее распространение новый культ получил во французских колониях — Луизиане и Гаити. Здесь вуду обзавелся всеми атрибутами любой уважающей себя религии — церковью, устоями и собственными святыми. Но последователям культа все равно приходилось скрываться от колониальных властей, пока в 1804 году не грянула Гаитянская революция. После нее любая попытка миссионерской деятельности на острове заканчивалась смертью проповедника.
Лишь 60 лет спустя гаитянцы вспомнили, что без католичества не было бы и вуду, и вновь позволили представителям Ватикана прибывать на остров, но лишь с разрешения местных властей. То, что увидели прибывшие на Гаити пасторы, повергло их в шок. Католические святые практически утратили свой привычный облик, все больше напоминая низших богов вудуизма — лоа. Так, например, Дева Мария превратилась в покровительницу красоты Эрзули, а Святой Петр стал проводником между мирами Папой Легба.
Часть католической церкви
Ритуальные предпочтения гаитянцев мало отличались от обрядов их африканских предков. Музыка, экстатические танцы, жертвоприношения и магия. Впрочем, все это не помешало Ватикану признать в 1860 году вуду одной из разновидностей католицизма. Папа официально одобрил одержимость и ритуальные убийства животных.
Разделение обязанностей
Не мудрствуя лукаво, гаитянцы разделили свой пантеон на две неравные части: высшее божество (Бондьё) и всех остальных (лоа). Примечательна сама форма вербализации сакрального имени верховного бога: Бондьё — всего лишь замысловатая трансформация французского bon Dieu — «добрый бог». Бондьё никоим образом не влияет на жизнь своего народа — он создал мир и отошел от дел.
Сложнее дела обстоят с лоа (от французского loi — закон). Эти африканские божества и духи, надевшие на себя маски христианских святых, обладают невероятным могуществом. Вся концепция ритуальной магии культа вуду строится на взаимодействии с лоа. Духи бесчисленны, и каждый из них имеет свое собственное имя и предназначение. Обитают лоа в своем особом мире — Ле Гвинее.
Франсуа Дювалье, 1907–1971
Переоценить роль этого человека в истории развития вуду просто невозможно. Именно он долгое время был бессменным диктатором Гаити вплоть до самой свой смерти. Себя он называл Папа Док и представлялся самим Бароном Субботой. Ввел личную гвардию — воспетых в фольклоре тонтон-макутов, изображавших верных правителю мертвецов. Пытался убить президента Кеннеди при помощи восковой куклы, некоторые считают — преуспел.
Мария Лаво, 1794–1881
Еще задолго до Дювалье легенды складывались и о достойной дочери, а позже и матери целого ответвления вуду Марии Лаво. Эта неофициальная «королева вуду» Нового Орлеана и окрестностей прославилась в качестве одной из главных основательниц луизианского направления культа. Героиня бесчисленного множества легенд.
Как вызывают лоа?
Церемонии вуду могут проводиться в любом помещении, главное, чтобы там был установлен столб-митан, символизирующий дорогу, по которой духи спускаются в наш мир. Несмотря на то, что ритуалы вуду разнятся в зависимости от того, к какому духу хочет обратиться колдун, общим остается лишь одно — любые взаимоотношения с лоа требуют соблюдения определенных правил.
В первую очередь, необходимо начертить на земле символ вызываемого лоа. Под ритмичную пульсацию барабанов колдун танцем открывает магическую церемонию — сантерию. Постепенно к экстатическому действу присоединяются остальные участники церемонии.
Когда наступает определенный момент, колдун берет заранее приготовленного жертвенного петуха и обезглавливает его в качестве приношения духам. Однако даже это не гарантирует, что лоа соизволят явиться на церемонию — все зависит от личной магической силы бокора, от его опыта и степени посвящения.
Воскрешение мертвеца, которого не было
Термин «зомби» привезли на Гаити африканские рабы еще в начале XVIII века. Родина слова — полумистическое королевство черного континента Дагомея. На самом деле слово «зомби», выяснили исследователи, является искаженной формой «nzambi», что в переводе с африканского банту значит «душа мертвеца».
Долгое время обряд поднятия мертвых, свидетелями которого бывали и белые люди, считался одной из самых необъяснимых религиозных загадок. Так продолжалось бы и по сей день, если бы на помощь науке не пришел этнобиолог Дэвис Уэйд, сумевший провести несколько опасных экспериментов. Отважный ученый установил, что бродящие по Гаити «живые мертвецы» никогда не умирали. Секрет крылся в особом порошке, применяемом шаманами для создания зомби.
С помощью особой смеси, содержащей тетродотоксин, бокор вводил человека в состояние глубокой комы и спокойно ждал, пока семья несчастного не похоронит тело. Спустя день после погребения колдун приходил на кладбище и выкапывал свежеиспеченного раба: кислородное голодание, помноженное на токсичное воздействие зелья, приводило к повреждению головного мозга жертвы — области, отвечающие за память и речь, попросту отмирали, и из могилы вставало существо, умеющее лишь выполнять команды колдуна.