В 1982 году повесть Карена Шахназарова «Курьер» напечатали в самом популярном тогда молодежном журнале «Юность». Публикация вызвала ажиотаж среди читателей, автору стали пачками приходить письма от таких же «Иванов», а среди поклонников произведения оказался молодой режиссер Андрей Эшпай. Он связался с автором и попросил разрешения на экранизацию. Автор не отказал, но на киностудии им. Горького посчитали героя «несоциалистичным» и добро на съемки не дали. Однако, Карену Шахназарову вскоре позвонили от «Мосфильма» и предложили самому снять фильм по своей повести. Хотя сценарий худсовету по-прежнему не нравился – в стране произошли перемены, и нужен был новый герой.
На главные роли пробовалось много молодых актеров, фаворитами среди которых были Алена Хмельницкая и Дмитрий Певцов. На пробах кандидатам на роль Ивана иногда помогала дочь оператора Николая Немоляева, она подавала реплики молодым людям. В результате Настю Немоляеву и утвердили на роль Кати, а она позвала на пробы своего бывшего одноклассника Федора Дунаевского. Никому, кроме режиссера, пробы Дунаевского не понравились, а худсовет посчитал его вообще профнепригодным. Федора утвердили только под честное слово режиссера и помня об успехе его фильмов «Мы из джаза» и «Зимний вечер в Гаграх».
Режиссер старался всеми способами сделать Ивана «странным» - заставлял актера носить панамку и вести себя как попало. Дунаевский в ответ переделывал под себя реплики героя, заявляя режиссеру, что он написал неправильно, а на самом деле подростки сейчас говорят иначе. С Анастасией Немоляевой разногласий по сценарию не было, а вот одеть ее Катю в модные наряды оказалось проблемой. Красно-черный наряд для свидания с Иваном ей одолжила жена Карена Шахназарова, а коричневый свитер для прогулки около МГУ привезла себе из Франции знакомая отца актрисы, но
Для того, чтобы снять сцены уличных тусовок с танцами, Карен Шахназаров пошел в милицию и попросил согнать ему местную шпану. Им предстояло танцевать брейк-данс, который только начинал входить в моду – «Курьер» стал первым фильмом с этим танцевальным направлением. Когда снимали финальную сцену, режиссер обнаружил, что в перерыве танцующая массовка куда-то исчезла. Оказалось, все побежали с кем-то драться. Пришлось гримировать тех, кому сильнее досталось, но от съемок никто не отказался. Кстати, в отделении милиции был еще до съемок найден и Базин – Владимир Смирнов. Он попал в милицию за уличную драку.
После премьеры фильм сразу стал культовым, отчасти из-за танцев и западной музыки. Его пересматривали по нескольку раз, исполнителей главных ролей заваливали письмами, караулили их под окнами. Анастасия Немоляева потом рассказывала, что какое-то время передвигалась по квартире на четвереньках, чтобы поклонники не увидели, что актриса дома. За год фильм посмотрело около 50 миллионов человек, а режиссер получил Госпремию им. братьев Васильевых.