Власть картин над разумом
Кроме уникального свойства визуального искусства возвращать зрителя в прошлое, давать ему возможность наслаждаться или задумываться о сегодняшнем и пытаться представить будущее, оно еще имеет поразительную власть над разумом человека. Эксперты Университетского колледжа в Лондоне смогли экспериментально доказать, что взгляд на картину вызывает в мозгу аналогичные реакции, которые возникают при взгляде на любимого человека. Зритель склонен в таком случае к расслаблению, умиротворению и удовлетворению, поскольку в организме происходит всплеск дофамина. Нейробиолог Семир Зеки даже выделил 4 художника, которые вызывают усиленный кровоток в участках мозга, отвечающих за чувство любви. Это оказались Клод Моне, Сандро Боттичели, Джон Констебла и Леонардо да Винчи. Учитывая столь богатую историю данного вида искусства и его бесспорную значимость, неудивительно, что возник вопрос о том, какие картины принято считать лучшими. Американская журналистка издания «ARTnews» Келли Девин Томас решила найти ответ на этот вопрос. Она опросила множество художников, директоров музеев, кураторов и искусствоведов, чтобы вывести единственную формулу «лучших из лучших». Никаких конкретных критериев представлено не было. Главное – то, какое значение имеет произведение искусства для людей: будь то чувства, которые оно вызывает, или мастерство его исполнения. Ниже мы представляем вам 10 картин, которые оказались самым распространенным выбором среди профессионалов.
1. Наскальные рисунки Альтамиры

«Я представляю, что эти картины были сделаны более 15 тысяч лет назад людьми, которые лежали на спинах и рисовали на потолках при тусклом освещении, исходящем из маленького входа в пещеру. Эти изображения – некая квинтэссенция того, что эти древнейшие люди видели на самом деле. Наскальные рисунки Альтмиры остаются такими же ритуальными, духовными, значительными и магическими», - Ричард Серра, художник.
2. Франсиско де Гойя, «Сатурн, пожирающий своего сына» (1820-1823)

«Это невероятно мощная картина. Она вечна, универсальна и весома. Она отображает наши человеческие, социальные и политические тревоги. Тревогу самого художника, его мучение, увековеченное в работе. Когда я впервые увидела это, то была настолько поражена, что не могла дышать», - Нешат Ширин, художница.
3. Изенгеймский алтарь Маттиаса Грюневальда (1512-1516)

«Даже в 20 веке влияние этого алтаря было значительным для искусства: например, для таких художников, как Макс Бекман, Пабло Пикассо, Барнетт Ньюман и Джаспер Джонс. Но важнее всего, что, кроме своего значения, интерпретации и причин влияния, благодаря которым это произведение искусства пережило века, для меня оно остается современным, важным для сегодняшнего дня – а именно это и определяет картину как великую», - Гарри Гаррелс, главный куратор картин и скульптур в Музее современного искусства Сан-Франциско.
4. Казимир Малевич, «Черный квадрат» (1915)

«Малевич описал свое произведение как «ноль формы». Александра Шацких назвала его «визуальной манифестацией нового периода в мировой культуре искусства». Борис Гройс написал, что эта работа - «самый радикальный жест по отношению к принятию полного разрушения традиций». Да, здесь нет никаких толп в стиле Мона Лизы, свидетельствующих, что вы находитесь перед шедевром, но «Черный квадрат» - это действительно та картина, которая обладает невыразимой масштабностью», - Кэйт Фоул, главный куратор Garage Center современной культуры в Москве.
5. Эдуард Мане, «Молодая женщина в 1866» (1866)

«Молодая женщина в 1866» показывает Мане как непревзойденного художника, конкурирующего с Веласкесом. Я всегда улыбаюсь, когда её вижу. Она никогда не разочаровывает своей современностью, остроумностью и разумностью. Она содержит какое-то присутствие мужского без, собственно, самого мужчины. Будто бы из-за угла картины должен выглядывать цилиндр. Из неё сочиться сексуальность в самом сдержанном и сложном виде, который только можно себе представить», - Гэри Тинтероу, директор Музея изобразительных искусств в Хьюстоне.
6. Эд Рэйнхардт, «Абстрактный рисунок №3» (1960-1963)

«Что примечательно насчет этой картины – как и во многих поздних работах Рэйнхардта – так это то, что она способна выудить значение собственных качеств (цвета, формы, гаммы) из глубокого сознания зрителя. Это произведение искусства, которое вовлекает в себя мысли других», - Лоуренс Риндер, директор Художественного музея Беркли и Тихоокеанского архива фильмов.
7. Чен Ронг, «Девять драконов» (датировано 1244) «Девять драконов»

Чена Ронга воплощают в себе гуманизм всей классической китайской традиции, её политики, моральной философии: дракон символизирует имперскую власть и порядок в жизни нации, они олицетворяют qi, космическую энергию, которая оживляет естественную Вселенную в даосизме. Вскинутый хвост дракона посреди бесстрастного потока природы выражает в картине изобразительные и концептуальные уровни взаимодействия инь и янь в форме и бесформенности, субстанции и динамизме, плоти и вечности», - Александра Монро, главный куратор Азиатского искусства в Музее Гуггенхайма.
8. Дж. М. У. Тёрнер, «Dort or Dordrecht: The Dort Packet-Boat From Rotterdam Becalmed» (1818)

«Только после того, как вы увидели картину в сотый раз и под разным освещением, вы можете оценить её необычайную отзывчивость к свету, адаптацию, которая происходит таким образом, что начинает казаться, будто бы картина дышит», - Эми Майерс, директор Йельского центра Британского искусства.
9. Диего Веласкес, «Менины» (1656)

«Своеобразный смысл того, что я просто не способен перестать смотреть на эту картину, никогда меня не покидал. Каждый раз, когда я её вижу, мне кажется, что я покидаю собственную реальность и попадаю в изобразительное пространство, созданное Веласкесом», - Дэн Камерон, главный куратор Музея искусств Орандж Кантри.
10. Леонардо да Винчи, «Мона Лиза» (1503-1517)

«Если мы определим величие как нечто, что наибольшим образом повлияло на культурные представления по всему миру, то получим один-единственный ответ: Мона Лиза. Извините, что заставил вас всех вздохнуть, но это правда. Леонардо применил все свои способности и всю свою философию искусства и природы в эту работу. А этого предостаточно», - Мартин Кемп, почетный профессор истории искусств Оксфордского Университета.
Так кто же победитель?
Как же все-таки определить, что достойно быть величайшим произведением искусства? Пожалуй, ответа на этот вопрос нам не найти никогда. Каждый из нас ознакомлен с разными историями, каждого трогают разные наболевшие вопросы и те, кто их отображает на холсте. Нам не найти консенсуса, но, по крайней мере, мы можем приложить все наши усилия, чтобы познакомиться с как можно большим числом по-настоящему великих мастеров и их работ.